Предшественником М.П.Щетинина в создании школы развития личности детей являлся Шацкий Станислав Теофилович (род. 1(13).6.1878, с. Воронино, ныне Духовщинского района Смоленской области, умер 30.10.1934, Москва). Педагогическую деятельность он начал в 1905 с организации первых в России клубов для детей рабочих (на одной из окраин Москвы). В 1911 вместе с женой В. Н. Шацкой организовал на общественные средства летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» для участников детских клубов. После Октябрьской социалистической революции 1917 Шацкий возглавил Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР (1919—32), имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла школа-колония «Бодрая жизнь», и городское — в Москве. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительных для взрослых. В ней разрабатывались и практически проверялись вопросы организации коммунистического воспитания. Особое внимание уделялось соединению обучения с общественно полезным трудом, рационализации учебных занятий, формированию коллектива, взаимозависимости школы и окружающей среды. В 1932—34 С.Т.Шацкий руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории. Но мало кто это знает, мало, где это упоминается, мало, где пишется об этом удивительном педагоге. А почему? Потому что замалчивание – верное средство чтобы люди забыли. Забыли прекрасный опыт, историю своей Родины, своих Героев. Впервые я встретилась с информацией об этой школе-колонии в музее г.Обнинска, затем упоминание о нём Щетининым в интервью, и только на сайте школы №1 г.Обнинска, я нашла более или менее подробную информацию о той школе. Предлагаю вашему вниманию эту статью… 24 мая С. Т. Шацкий и его жена Валентина Николаевна привезли 25 детей из семей рабочих города Москвы района Марьиной рощи. Шацкий, принявший предложение Морозовой на период лета организовать летнюю трудовую колонию. Для размещения приехавших Морозова приказывает построить летние помещения и выделяет средства на приобретение техники, орудий труда, необходимых для колонистов. Кроме этого она выделяет деньги на содержание колонистов. Можно сказать, что с этого времени и начинается история колонии. В 1912 году в колонию пришло уже 100 человек. В «Бодрой жизни» воспитанники были с конца апреля по октябрь месяц. Так продолжалось до 1918 года. После революции правительство приняло решение сделать колонию постоянно - действующей для детей из трудных семей и вместе с воспитанием обеспечить и образованием. С этого времени колония получила название школа - колония Бодрая жизнь. Так как число детей постоянно увеличивалось, ей передали здание дачи Морозовой, а так же часть её земель. А в 1926 году на месте нынешнего стадиона «Труд» было построено новое двухэтажное здание. В 1919 году по приказу наркома посвящения на базе Бодрой Жизни была открыта первая опытная станция нарком проса. Её цель заключалась в разработке новой педагогической науки. С этого времени станция была разделена на два отделения: Московское и Деревенское. Станция объединяла 10 школ Угодско - Заводского, Мало - Ярославского, Боровского районов. Директором станции стал Шацкий, а заведующим стала его жена Валентина Николаевна. Школа - колония к концу 20 - х годов имеет большое подсобное хозяйство. Колонисты сами обрабатывали земли, а, ухаживая за посевами, получали неплохие урожаи. После 1930 года в школе появилась первая с/х техника: тракторы, косилки, уборочная техника, а сами ребята вместе с преподавателями построили и пустили электростанцию. Cвою исследовательскую работу станция строила одновременно и параллельно на двух опытных участках: в Москве и в сельской местности. В Москве этот участок включал район Марьиной рощи и ближайшие к учреждениям станции улицы [Тихвинскую, Вадковский переулок и др.]. Сельская местность находилась в пределах Калужской губернии, на границе уездов Брянского и Малоярославецкого, включающая в себя три имения, 5 сел и 28 деревень и поселков. В пределах Боровского уезда: село Белкино, при нем бывшее имение Обнинских, деревни и поселки – Кривское, Кабицино, Самсоново, Мишково, Колесниково, Петрищево, Терняки. В Малоярославецком уезде бывшее имение Морозовой, близ деревни Пяткино и бывшее Всесвятских, близ села Угодский завод, села Кривошеина, Передоль, Угодский Завод и Любицы. Деревни и поселки – Пяткино, Белоусово, Доброе, Верховье, Росляковка, Росляковка Большая, Болоцкое, Трясь, Окороково, Поливановка, Ступинка, Михайловка, Боево, Костинка, Стрелковка, Огубь, Величково, Лыково, Черная Грязь. В состав Московского отделения Станции входили: Центральный детский сад [Вадковский пер. и Тихвинская ул.], как опорная школа, объединяющая работу 15 школ указанного выше района Москвы, состоящих в ведении Московского отделения Народного образования: Центральный опытный Педтехникум [Малая Дмитровка, 14]. В состав Калужского отделения входили шесть детских садов: в селе Белкино, Добром, Кривском, Потресове, Пяткине и Угодском Заводе: 12 школ 1-й ступени, Белкинская, Белоусовская, Величковская, Добринская, Кабицинская, Кривская, Михайловская, Передольско-Любецкая, Потресовско-Пятницкая, Стрелковская, Трясская и Угодско-Заводская: школа 2-й ступени в селеУгодский Завод: школа-колония «Бодрая жизнь» со школой-девятилеткой, двумя интернатами[2-я ступень близ разъезда Обнинское и первая ступень в деревне Самсоново]: районные библиотеки в с. Белкино и Угодском Заводе: Педагогический центр Калужского отделения с постоянной выставкой, библиотекой и музеем учебных пособий [в усадьбе Морозово]. Заведующей школой-колонией «Бодрой жизни» была назначена В.Н. Шацкая, руководство детскими садами осуществляла Л.К. Шлегер. Во главе Опытной Станции встал С.Т. Шацкий. Так началась в наших местах исследовательская работа в области педагогики и обучения учителей педагогическому делу. Шацкий собрал здесь, в школе- колонии, прекрасный творческий коллектив педагогов, которые вместе с ним не только обучали и воспитывали детей , но изучали их психологию, внедряли новые методы обучения, учили учителей окружающих школ. Здесь работали в этот период братья Скаткины, Михаил Николаевич и Лев Николаевич, ставшие потом крупными учеными Академии педагогических наук, будущие научные работники Академии педагогических наук Л.А. Дубынин, Н. П. Кузин, художник Д. И. Архангельский, педагоги А. Д. Кузина, Д. Ф. Тамицкий, Е. М. Кадомская и др. «Станция вела интереснейшую работу, – пишет Н. К. Крупская, – тысячи учителей посещали ее, посещали и все приезжающие из-за границы педагоги, удивляясь организованности ребят и их успехам». На курсах учителей «Бодрой жизни» бывали Н. К. Крупская, А. М. Горький, нарком просвещения А. В. Луначарский, многие иностранные гости. В этот период продолжалась реорганизация советской школы. В1921 году вместо девятилетнего обучения вводится семилетняя школа концернами: 1-й-4 года, 2-й-3 года. В школе-колонии в этот период обучаются не только московские дети, поживающие в общежитии, но и дети из ближайших деревень [приходящие]. К 1922 году сложилась школа-девятилетка [семилетняя школа 2-й ступени]. С 1923 года школа стала называться школой крестьянской, потом- колхозной молодежи. Так она называлась до 1934 года. В 1923 году школа дала первый выпуск учащихся для вузов. В описываемый период еще не было твердых программ и учебных планов, поэтому и знания учащимся давались недостаточно полные и систематические. Однако все выпускники, пожелавшие поступить в вузы, были приняты в них. В отчете Наркомпросу за 1923-1924 годы заведующая школой В. Н. Шацкая сообщает: «Задача учреждения: создание в школе- колонии детского и юношеского центра окружающего района. Школа должна развиваться как учреждение, организующее внутри и вокруг себя широкую исследовательскую и общественную деятельность. Основные исследовательские задачи: 1. Исследование характера детского труда. Выявление форм и видов общественной деятельности, наиболее свойственной возрасту. 2. Работа по учету [количественного и качественного] деятельности детей. 3. Организация социальной жизни. Органы самоуправления, комиссии, учет труда и средств. Собрания. 4. Искусство, музыка, экскурсия, театр. 5. Школа. Школа в нашем представлении не ограничивается одним учением. Она представляет собой организацию детей и взрослых, совместно изучающих и строящих общую жизнь. В этот период в школе училось 100-110 поживающих и 80-90 приходящих детей. В понятие «школа»включалось обучение грамоте и арифметике младших школьников и приобретение широких знаний и навыков через участие в труде. Так, знания и опыт по биологии, сельскому хозяйству дети приобретали, занимаясь в комиссиях по животноводству, огородничеству, полеводству. Дети вели дневники наблюдений за природой, ростом, развитием и продуктивностью животных и т.д. Учитель физики Теодор Теофилович Шацкий вместе с детьми организовал электрификацию школы- колонии, строил детекторные радиоприемники, создавал различные средства механизации труда. Учителя математики составляли задачи из жизни своего хозяйства, из опыта крестьянской жизни. В отчете за 1925-1926 учебный год сообщается, что в школе-колонии проживает 88 детей, остальные – приходящие. В1925 году вступило в строй новое двухэтажное деревянное здание школы, построенное на средства государства. Социальный состав школы- колонии: v 1-я ступень – 30 человек-целиком крестьянская; v 2-я ступень – крестьян 50%, рабочих 25%, совслужащих 25%; Все русские, кроме одного[норвежец]. Перешли на кабинетную систему в 1926 году. Основные кабинеты: 1. Естественный комплекс[на основе сельского хозяйства]. 2. Математика. 3. Физика. 4. Химия, естествознание. 5. Язык [вокруг деятельности]. Развитие речи проводилось на основе жизни и труда в колонии: сочинения, заметки в газету «Наша жизнь», рассказ. В музее истории школы 1 им. С. Т. Шацкого хранится интересный документ: записки преподавателя Сергея Михайловича Зепалова, работавшего в школе-колонии агрономом и преподавателем естествознания в период с 1924-1926 годов. В отчете о деятельности агрономической деятельности за время с 1 октября 1923 года по 1 июня 1924 год сказано: «Содержание работы секции состояло в продолжении того, что уже велось за предыдущее время с отличием лишь в сторону еще большего поглощения педагогической частью». С открытием школы 2-й ступени при школе- колонии «Бодрая жизнь» и вечерних курсов в Морозове, пишущему эти строки предложено было от имени бюро курсов учителей ввести научно-популяризатоскую работу в области агрономии и естествознания с целью возможного привлечения молодежи для изучения этих сторон местного края, С таковой целью при школе- колонии с октября по июнь с тремя отдельными возрастными группами была проведена систематическая работа по вступление в изучение полеводства, животноводства и распределение естественной растительности в бассейне реки Репинки на основе существующих местных условий. В дневнике Зепалова даны наблюдения за погодой за два года, чертежи почвенного слоя различных участков, дневники сельхозработ. Записаны также таблицы урожайности по различным культурам, удойности молока по форме и даже расчеты доходности. Одновременно для занятий на уроках проведены примеры заданий из практики хозяйства. Этот документ доказывает, что дети работали в поле, на огороде и на животноводческой ферме и не только для того, чтобы получить продукты питания, но и получить знания и навыки в области естествознания и изучения родного края. Для организации эстетического воспитания в школе-колонии создались прекрасные условия. Валентина Николаевна и Станислав Теофилович, окончившие Московскую консерваторию, проявили огромную заботу о музыкальном образовании учащихся. На вечерах часто Шацкий пел арии из опер, Валентина Николаевна не только играла на фортепьяно, но и проводила лекции о композиторах, руководила хором, который пел на четыре голоса, обучала учащихся игре на фортепьяно. Особенно запомнилось ученикам, что они много пели и во время работ в поле и огороде, и на вечерах. Каждый день начинался и кончался песней, поэтому не удивительно, что многие выпускники колонии посвятили себя музыке. Вклад Первой опытной станции в советскую музыкальную педагогику весьма значителен. Главное в этом –связь музыкальной работы с общей педагогикой, воспитательной деятельностью коллектива. Кроме того, немаловажно, что было положено начало связи педагогической практики с исследованием, что, конечно, относилось не только к музыкальной работе. Обратимся к воспоминаниям воспитанника школы-колонии с 1922 по 1928 г.г. Г. Б. Кутырин: «В колонии широко было поставлено музыкальное воспитание. Ребята учились играть на фортепьяно, был оркестр народных инструментов, отдельные колонисты играли на скрипке, баяне, были драмкружки, изостудии. Это давало возможность ставить спектакли, хорошо оформленные декорациями, начиная от русских народных сказок до серьезных произведений Островского. В народных домах и клубах концерты и спектакли колонистов у населения пользовались огромным успехом». В спектаклях принимали участие и педагоги. Шацкий исполнял роль городничего в гоголевском «Ревизоре». Воспитанница школы-колонии 1925-1930 годов П. В. Сучкова вспоминала, как, выезжая на концерты в деревни, они возили в дровнях пианино. Огромную роль в эстетическом воспитании учащихся играла изостудия. Первым преподавателем рисования был Алексей Владимирович Гаврилов. Выпускник Строгановского училища работал в колонии с 1911 по 1931 год. Он создал художественную мастерскую, в которой ребята учились искусству рисования, создавали декорации, делали куклы для театра. Ребята любили этот уголок школы-колонии, а своего учителя любовно звали Гавгушей. О занятиях в мастерской Гавгуши с любовью рассказал воспитанник школы- колонии 1924-1930 годов Юрий Николаевич Скаткин, участник Великой Отечественной войны, художник г. Москвы, ныне пенсионер, в своей книгн «Корни березовой рощи». О работе изостудии школы – колонии в 30-е годы можно узнать из воспоминаний студийцев. В 1934 году по рекомендации Н. К. Крупской в школу-колонию прибыл художник Дмитрий Иванович Архангельский. Ему пришлось восстанавливать созданное Гавриловым и набирать новый состав студии. Любителей-художников было много. Среди них – Владимир Кузовкин, В. Трофимов, Н. Евдокименко, два друга – Иван Довженко и Борис Юдин. Война оборвала жизни И. Довженко и Б. Юдина. Судьба этих молодых художников стала известна всей стране в 1964 году. Через пять лет после окончания войны в Берлинский дом советской культуры из Западной Германии пришла бандероль. В ней было 5 акварельных рисунков и короткое письмо. В письме сообщалось: «Эти рисунки найдены мною на поле боя в бумажнике убитого русского солдата… Я считаю, что эти рисунки должны находиться на родине художника», -так сообщал, видимо, бывший немецкий солдат, наш противник. В 1964 году газета «Красная Звезда» под заголовком «Тайна пяти акварелей» опубликовала эти акварели с надеждой , что кто-то сможет их узнать. Тем более, что на одной из них была надпись «Ивану двадцатилетнему. Борис Юдин». Заметку прочел член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, бывший фронтовик, бывший преподаватель химии колонии «Бодрая жизнь» Лев Александрович Дубынин. Начались поиски колонистов, которые установили, что эти акварели принадлежали Ивану Довженко, бессменному старосте изостудии «Бодрой жизни», и его другу Борису Юдину. Оба друга не вернулись с войны. Затем газета «Красная Звезда» сообщила, что тайна пяти акварелей раскрыта. В школьном музее хранятся картины студийцев, материалы и документы о их жизни и творчестве. Бывший студиец Василий Васильевич Почиталов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств. Большую известность в Москве получили художники А. Лушин, В. Лебедев, Ю. Скаткин, Н. Анатольев. CРЕДНЯЯ ШКОЛА-КОЛОНИЯ «БОДРАЯ ЖИЗНЬ»[1932-1941 годы]. В сентябре 1931 года вышло постановление ЦК ВКП[б] о школе, которое указало, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук». Постановлением ЦК ВКП[б] от 25 августа 1932 года вводилась классно-урочная система, учебный план, учебные программы. Школа переходит на работу по новым программам, на классно-урочную систему занятий. 9 мая 1932 года Первая Опытная станция Наркомпроса реорганизуется в систему учреждений Центральной лаборатории Наркомпроса. С. Т. Шацкий переводится в Москву на должность руководителя этой лаборатории. Одновременно он работает директором Московской консерватории, где создает факультет вокала. Таким образом, заканчивается этап Первой Опытной станции, школа получает статус школы- колонии «Бодрая жизнь». В этот период педагогический коллектив пополняется новыми кадрами, настойчиво и упорно работает над восполнением знаний учащихся, имевших пробелы за прошлые годы, совершенствует методики преподавания различных предметов. Основным ядром педагогического коллектива в этот период были: Е. М. Кадомская, Н. П. Кузин, А. Д. Кузина, Е. А. Шацкая, Т. Т. Шацкий, С. А. Польман. В эти годы в школе обучается и воспитывается 200 учащихся. 1934 год потряс школу-колонию и всю педагогическую общественность. В Москве от сердечного приступа скончался Станислав Теофилович Шацкий. Школе присваивается его имя. Коллектив школы стремится поддержать и развить то положительное, что было создано под руководством Шацкого. Учителя разрабатывают частные методики, систему уроков, продолжают пропаганду передового педагогического опыта. В 1937 году на территории школы был установлен памятник С. Т. Шацкому [скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров]. В период фашистской оккупации он был сбит и втоптан в грязь. Только в 1949 году он был найден, восстановлен и установлен на территории вновь построенного здания для школы на проспекте Ленина, д. 14. Здесь он стоит и сейчас. В 1936 году школа-колония «Бодрая жизнь» им. С. Т. Шацкого сделала первый выпуск десятиклассников. Их было 18 человек, в том числе 3 отличника, которые получили право поступления в вуз без экзаменов [Борис Соколов, Петр Смирнов, Петр Васильев]. Об этом широко сообщала газета «Колхозник» Угодско-Заводского района. Она поместила фотографии всех выпускников. Вот что писал о своей школе-колонии выпускник Петр Смирнов «Говорить только о полученных знаниях по основным дисциплинам нельзя. То, что школа дала нам эти знания, является, по-моему, лишь половина дела. Школа нас воспитала морально. Этого никогда ни я, ни мои товарищи не забывали. Мы жили в самом дружном коллективе, который только можно себе представить. Некоторые из нас часто говорят, что школа нам – родная мать. Это вполне понятно, особенно для тех, кто знает школу имени Шацкого». А Костя Забродин рассказывает «Я попал в школу, такую школу-колонию, которая на всю жизнь оставит у меня в памяти самые светлые, самые теплые воспоминания. Как заботливая и любящая мать, школа дала мне за 7 лет то, что трудно выразить в нескольких словах на бумаге…» В этот период школа была признана одной из лучших в Московской области. Директором школы с 1934 по 1936 год был Семен Николаевич Ялтуновский, затем Михаил Степанович Мякотин [1936-1937]. В1935-1936 годах здесь, в лесу, где только колонисты были хозяевами, государство начало строительство лесной школы для лечения больных детей. Но не суждено было этому двухэтажному кирпичному зданию принять советских детей. Война в Испании вызвала необходимость в оказании помощи в спасении детей испанских антифашистов. В 1937 году был открыт испанский детский дом номер 5. На должность директора детского дома был переведен директор «Бодрой жизни» М. С. Мякотин. Многие другие педагоги и воспитатели стали наставниками испанских детей. Учащиеся школы-колонии и детдома стали друзьями. Колонисты знакомили испанцев с жизнью в нашей стране, проводили для них концерты, устраивали спортивные соревнования. В детдоме часто были гости из Москвы, в том числе артисты. Летом 1938 года детдом посетили Генеральный секретарь Компартии Испании Хосе Диас и Долорес Ибаррури. Однако через несколько лет юные иностранцы вновь услышали грохот войны. Многие старшие испанцы пошли на борьбу с фашистами в рядах Советской Армии, а младшие воспитанники и их воспитатели были эвакуированы в тыл нашей страны. После окончания войны многие испанцы, получив образование, уехали восстанавливать свою родину, а часть из них стала гражданами СССР. Школа-колония «Бодрая жизнь» в эти годы настойчиво работала над совершенствованием учебного процесса, развитием нравственного и эстетического воспитания. Школа-колония стала центром культуры в окружающих ее деревнях, лучшей школой Московской области. Группа опытных учителей разрабатывает частные методики отдельных предметов. В результате в 1940 году вышла книга «Школо-колония имени С. Т. Шацкого» под редакцией Л. Н. Скаткина и Д. Ф. Тамицкого. В книге обобщен опыт работы С. А. Польман – учительницы начальных классов, учителей начальных классов Н. М. Кононюк и Е. М. Кадомской, учителя истории Н. П. Кузина, изобразительного искусства Д. И. Архангельского и многих других. Книга пользовалась широкой популярностью среди педагогов. Наступил 1941 год, год страшных испытаний для нашего народа. Сразу после выпускного вечера многие ученики-колонисты и ранее окончившие школу – колонию ушли на фронт. Ушли на фронт и многие педагоги. Младшие учащиеся-колонисты с учительницами были эвакуированы в Челябинскую область последним поездом из Малоярославца 16 октября 1941 года. Так закончился 1-й этап школы-колонии «Бодрая жизнь» им. С.Т. Шацкого. Анализирую заслуги «Бодрой жизни», нельзя не отметить, что эта школа дала стране много ученых, педагогов, инженеров, врачей и крупных специалистов в других областях. В 1940-е годы и позднее крупными учеными Академии педагогических наук стали бывшие учителя колонии: Михаил Николаевич и Лев Николаевич Скаткины, учитель химии Л. А. Дубынин, учитель истории и завуч школы Н. П. Кузин и другие. Валентина Николаевна Шацкая стала профессором, академиком Академии педагогических наук, директором Института художественного воспитания. В этой должности она проработала до конца жизни, до 1978 года. В 1961 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе №1 г. Обнинска было присвоено имя С.Т. Шацкого.
Источник: http://school.obninsk.ru/history.htm |